Химические элементы. Символы химических элементов. Язык химии. Знаки химических элементов Этимология некоторых элементов

Химия, как и любая наука, требует точности. Система представления данных в этой области знаний вырабатывалась столетиями, и актуальный на сегодняшний день стандарт представляет собой оптимизированную структуру, содержащую всю необходимую информацию для дальнейшей теоретической работы с каждым конкретным элементом.

При записи формул и уравнений крайне неудобно использовать целые и сегодня для этой цели используются одна или две буквы - химические символы элементов.

История

В Древнем мире, а также в Средние века ученые применяли символические изображения для обозначения различных элементов, однако эти знаки не были стандартизованы. Лишь к XIII веку предпринимаются попытки систематизации символов веществ и элементов, а с XV века новооткрытые металлы начали обозначаться первыми буквами своих названий. Подобная стратегия наименования применяется в химии до сегодняшнего дня.

Современное состояние системы наименования

На сегодняшний день известно более ста двадцати химических элементов, часть из которых найти в природе крайне проблематично. Неудивительно, что ещё в середине XIX века наука знала о существовании лишь 63 из них, и не существовало ни единой системы наименования, ни цельной системы представления химических данных.

Последнюю задачу решил во второй половине того же века русский ученый Д. И. Менделеев, опираясь на неудачные попытки предшественников. Процесс наименования продолжается и сегодня - существует несколько элементов с номерами от 119 и выше, условно обозначенных в таблице латинским сокращением своего порядкового номера. Произношение символов химических элементов этой категории осуществляется по латинским правилам чтения числительных: 119 - унуненний (букв. «сто девятнадцатый»), 120 - унбинилий («сто двадцатый») и так далее.

Большая же часть элементов имеет собственные названия, происходящие от латинских, греческих, арабских, немецких корней, в одних случаях отражающих объективные характеристики веществ, а в других выступающих в качестве ничем не мотивированных символов.

Этимология некоторых элементов

Как было сказано выше, некоторые названия и символы химических элементов базируются на объективно наблюдаемых признаках.

Название фосфора, светящегося в темноте, происходит от греческого словосочетания «нести свет». При переводе на русский язык обнаруживается достаточно много «говорящих» названий: хлор - «зеленоватый», бром - «дурно пахнущий», рубидий - «темно-красный», индий - «цвета индиго». Поскольку химические символы элементов даны латинскими буквами, прямая связь названия с веществом для носителя русского языка обычно остается незамеченной.

Существуют и более тонкие ассоциации при наименовании. Так, название селена происходит от греческого слова, означающего «Луна». Произошло это потому, что в природе данный элемент является спутником теллура, название которого в том же греческом означает «Земля».

Сходным образом назван и ниобий. Согласно древнегреческой мифологии, Ниоба - дочь Тантала. Химический элемент тантал был открыт раньше и по своим свойствам схож с ниобием - таким образом, логическая связь «отец-дочь» была спроецирована на "взаимоотношения" химических элементов.

Более того, своё название тантал получил в честь известного мифологического персонажа не случайно. Дело в том, что получение этого элемента в чистом виде было сопряжено с большими трудностями, благодаря чему ученые и обратились к фразеологизму «Танталовы муки».

Ещё один любопытый историческиЙ факт заключается в том, что название платины буквально переводится как «серебришко», т. е. нечто похожее, но не такое ценное, как серебро. Причина заключается в том, что данный металл плавится гораздо труднее серебра, а потому долгое время не находил применения и не представлял особой ценности.

Общий принцип наименования элементов

При взгляде на периодическую таблицу первое, что бросается в глаза, - названия и символы химических элементов. Это всегда одна или две латинские буквы, первая из которых - заглавная. Выбор букв обусловлен латинским названием элемента. Несмотря на то что корни слов происходят и из древнегреческого, и из латинского, и из других языков, по стандарту наименования к ним добавляются латинские окончания.

Интересно, что большинство символов носителю русского языка будут интуитивно понятны: алюминий, цинк, кальций или магний школьник легко запоминает с первого раза. Сложнее обстоит дело с теми названиями, которые различаются в русском и латинском варианте. Ученик может далеко не сразу запомнить, что кремний - это силициум, а ртуть - гидраргирум. Тем не менее запомнить это придется - графическое изображение каждого элемента ориентировано на латинское название вещества, которое и будет фигурировать в химических формулах и реакциях как Si и Hg соответственно.

Чтобы запомнить такие названия, ученикам полезно выполнять упражнения типа: «Установите соответствие между символом химического элемента и его названием».

Иные способы наименования

Наименования некоторых элементов произошли из арабского языка и были «стилизованы» под латынь. Например, натрий получил название от корневой основы, означающей «бурлящее вещество». Арабские корни прослеживаются также у названий калия и циркония.

Своё влияние оказал и немецкий язык. Из него происходят наименования таких элементов, как марганец, кобальт, никель, цинк, вольфрам. Логическая связь при этом не всегда очевидна: например, никель - это сокращение от слова, означающего «медный дьявол».

В редких случаях названия были переведены на русский язык в виде кальки: гидрогениум (буквально «рождающий воду») превратился в водород, а карбонеум - в углерод.

Имена и топонимы

Более десятка элементов названы именами различных ученых, среди которых Альберт Эйнштейн, Дмитрий Менделеев, Энрико Ферми, Эрнест Резерфорд, Нильс Бор, Мария Кюри и другие.

Некоторые наименования произошли от других имён собственных: названий городов, штатов, стран. Например: московий, дубний, европий, тенессин. Не все топонимы покажутся знакомыми носителю русского языка: вряд ли человек без культурной подготовки узнает в слове нихоний самоназвание Японии - Нихон (букв.: Страна восходящего солнца), а в гафнии - латинский вариант Копенгагена. Узнать даже название родной страны в слове рутений - не самая простая задача. Тем не менее Россия на латинском языке именуется Рутенией, и именно в честь неё назван 44-й химический элемент.

Фигурируют в периодической таблице и названия космических тел: планет Урана, Нептуна, Плутона, Цереры, Помимо имен персонажей древнегреческой мифологии (Тантал, Ниобий), встречаются и скандинавские: торий, ванадий.

Периодическая таблица

В привычной нам сегодня периодической таблице, носящей имя Дмитрия Ивановича Менделеева, элементы представлены по рядам и периодам. В каждой ячейке химический элемент обозначается химическим символом, рядом с которым представлены другие данные: его полное название, порядковый номер, распределение электронов по слоям, относительная атомная масса. Каждая ячейка имеет свой цвет, который зависит от того, выделяется s-, p-, d- или f- элемент.

Принципы записи

При записи изотопов и изобаров слева сверху относительно символа элемента ставится массовое число - общее количество протонов и нейтронов в ядре. При этом слева снизу ставится атомный номер, представляющий собой количество протонов.

Заряд иона записывается справа сверху, и с той же стороны снизу указывается число атомов. Символы химических элементов всегда начинаются с заглавной буквы.

Национальные варианты записи

В азиатско-тихоокеанском регионе существуют свои варианты написания символов химических элементов, основанные на местных способах письма. В китайской системе обозначения используются знаки радикалов, за которыми следуют иероглифы в их фонетическом значении. Символы металлов предваряются знаком «металл» или «золото», газы - радикалом «пар», неметаллы - иероглифом «камень».

В европейских странах также существуют ситуации, когда знаки элементов при записи отличаются от зафиксированных в международных таблицах. Например, во Франции азот, вольфрам и бериллий имеют собственные названия на национальном языке и обозначаются соответствующими символами.

В заключение

Обучаясь в школе или даже высшем учебном заведении, запоминать наизусть содержание всей периодической таблицы вовсе не требуется. В памяти следует держать химические символы элементов, которые чаще всего встречаются в формулах и уравнениях, а малоупотребительные время от времени смотреть в Интернете или учебнике.

Однако во избежание ошибок и путаницы необходимо знать, каким образом осуществляется структурирование данных в таблице, в каком именно источнике найти требуемые данные, чётко помнить, какие названия элементов различаются в русском и латинском варианте. В противном случае можно случайно принять Mg за марганец, а N - за натрий.

Чтобы получить практику на начальном этапе, выполняйте упражнения. Например, укажите символы химических элементов для случайно взятой последовательности названий из периодической таблицы. По мере получения опыта всё встанет на свои места и вопрос запоминания этой базовой информации отпадет сам собой.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа»

Районный семинар учителей химии

Глушковского района Курской области

Открытый урок по химии в 8 классе на тему: «Знаки химических элементов»

Подготовила:

Кондратенко Ольга Васильевна,

учитель химии и биологии

МКОУ "Попово-Лежачанская» СОШ

Глушковского района Курской области

с.Попово-Лежачи

Химия, 8 класс

Дата: 29.09.2015

Урок №12

Тема: Знаки химических элементов

Цель: закрепить знания и умения у обучающихся по темам «Методы познания в химии», «Чистые вещества и смеси», «Химические элементы», «Относительная атомная масса химических элементов».

Задачи урока:

Образовательн ые :

  1. проверить знания и умения у обучающихся по темам «Методы познания в химии», «Чистые вещества и смеси», «Химические элементы», «Относительная атомная масса химических элементов» пользуясь интерактивными средствами обучения;
  2. обобщить знания учащихся по изученным темам;
  3. выявить пробелы в усвоении учебного материала.

Развивающие:

  1. развивать химический язык, логическое мышление, внимание, память, интерес к современной химической науке, любознательность учащихся, умение делать выводы и обобщения;
  2. формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала.

Воспитательные:

  1. формировать положительную мотивацию учебной деятельности, научное мировозрение;
  2. развивать культуру умственного труда; навыки делового сотрудничества в процессе решения проблемы, работы в группах;
  3. воспитывать умение работать в коллективе, вежливость, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие;
  4. развивать умения формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность.

Планируемые результаты:

личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию, самоопределению; ответственное отношение к учению; способность ставить цели и строить жизненные планы; формирование коммуникативной культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни;

метапредметные: уметь ставить цель и планировать пути её достижения, выбирая более рациональные способы решения данной проблемы; учиться корректировать свои действия в связи с изменением создавшейся ситуации; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей; уметь организовывать совместную работу со сверстниками в группе; уметь находить информацию в различных источниках; владеть навыками самоконтроля, самооценки;

предметные:

знать : основные химические понятия «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», знаки основных химических элементов; состав простых и сложных веществ; роль химии в жизни человека и в решении экологических проблем;

уметь: по формуле отличать простое вещество от сложного; химический элемент отличать от простого вещества; анализировать и объективно оценивать навыки безопасного обращения с веществами; устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире; использовать различные методы изучения веществ.

Тип урока: контроль знаний.

Формы работы : групповая, работа в парах, игровая.

Методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый.

Приемы обучения : постановка проблемных вопросов.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация Power Point

Оборудование для учителя и учащихся: компьютер, проектор, таблица «Периодическая таблица химических элементов», лабораторный штатив, кольцо, фарфоровая чашка, спиртовка, фильтровальная бумага, ножницы, химические стаканы, стеклянная палочка, загрязненная смесь соли, вода.

Литература:

Для учителя:

  1. Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс к учебникам О. С. Габриеляна, Л. С. Гузея, Г. Е. Рудзитиса. - М: «ВАКО», 2004;
  2. Радецкий А. М., Горшкова В. П. Дидактический материал: химия 8-9 классы — М: Просвещение, 1997.

Для ученика:

Химия: неорганическая химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - М: «Просвещение», 2014 г.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин)

Учитель: Добрый день! Прошу всех садиться. Я поздравляю вас еще с одним чудесным днем. И мы с вами продолжаем творить волшебство на уроках химии.

II. Мотивация учебной деятельности (1 мин)

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Он будет проходить в форме игры. Оценка вашей работы в конце урока будет тем выше, чем больше баллов вы наберете. Количество заданий и их тип подобраны таким образом, что за выполнение работы вы сможете заработать более 40 баллов. Оценку вы получите согласно схемам пересчета, находящимся у вас на партах.

БЛАНК ОТВЕТОВ

ЗАДАНИЯ

Количество набранных баллов

1. «Внимание, вопрос!» (7 баллов)

2. «Цветик-семицветик». (7 баллов)

3. «Крестики-нолики». (3 балла)

4. «Юные химики и химички». (15 баллов)

5. «Раздели меня». (4 балла)

6. «Ассоциации». (9 баллов)

7. «Я на выдумки мастак». (7 баллов)

8. «Парад химических элементов». (3 балла)

9. «Логические круги». (6 баллов)

10. «Пирамида». (3 балла)

11. Конкурс «Термины». (12 мин)

12. Конкурс «Последний шанс» (10 мин)

III. Контроль и коррекция знаний

1. Внимание, вопрос! (10 мин)

Учитель: Расскажите об этимологии названий химических элементов.

Ученик: Названия элементов имеют различную этимологию. Они происходят из:

названий стран и континентов - например, название рутений произошло от латинского названия России, а названия европий и америций - от названий континентов: Европа и Америка;

фамилий выдающихся химиков - например: менделевий, нобелий, резерфордий;

названий планет - например: уран, нептуний, плутоний;

названий рек - например, рений.

Все известные элементы имеют символы. Символьное обозначение элементов было предложено в 1814 году Й. Я. Берцелиусом. Раньше тоже использовались различные сокращенные обозначения элементов и соединений. Одним из таких видов обозначений были графические символы.

Учитель: Что мы знаем из истории развития языка химии?

Ученик: Еще в Средневековье, во времена алхимии использовались различные знаки для обозначения веществ, в основном металлов. Ведь основной целью алхимиков было получение из различных металлов золота. Поэтому каждый из них использовал свою систему обозначений. В 19 в. появилась необходимость использования понятной для всех ученых символики. И одним из первых такую символику предложил Джон Дальтон. Но его обозначениями было неудобно пользоваться.

Учитель: Расскажите об системе обозначения химических элементов Й.Я. Берцелиуса

Ученик: Современную систему химических знаков предложил в начале XIX в. шведский химик Йёнс Якоб Берцелиус. Ученый предложил обозначать химические элементы первой буквой их латинского названия. В те времена все научные статьи печатала на латинском языке, он был общепринятым и понятным для всех ученых. Например, химический элемент кислород (по-латински Oxygenium) получил обозначение О. А химический элемент водород (Hydrogenium) - Н. Если названия нескольких элементов начинались на одну и ту же букву, то в символе элемента указывали вторую или одну из последующих букв названия. Например, ртуть (Hydrargyrum) обозначается Hg. Обратите внимание, что первая буква знака химического элемента всегда заглавная, если есть вторая буква - то она строчная. Необходимо запоминать не только названия элементов и их символы, но и произношение, т.е. как эти символы читаются. Определенных правил произношения знаков химических элементов нет. Их надо учить наизусть. Знаки некоторых химических элементов произносятся так же, как и соответствующая буква: кислород - «о», сера - «эс», фосфор - «пэ», азот - «эн», углерод - «цэ». Знаки других элементов произносятся так же, как и называются сами элементы: «натрий», «калий», «хлор», «фтор». Произношение некоторых знаков соответствует их латинскому названию: кремний - «силициум», ртуть - «гидраргирум», медь - «купрум», железо - «феррум».

Учитель: Какое значение знаков химических элементов?

Ученик: Знак химического элемента имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают все атомы данного элемента. Во-вторых, знаком химического элемента можно обозначить один или несколько атомов данного элемента. Например, запись O может означать: «химический элемент кислород» или «один атом кислорода».

Чтобы обозначить несколько атомов данного химического элемента, нужно перед его знаком поставить число, соответствующее количеству атомов. Например, запись 3N означает «три атома азота». Цифра, стоящая перед знаком химического элемента, называется коэффициентом.

Ученик: Попытки упорядочить старинные химические знаки продолжались до конца XVIII века. В начале XIX века английский химик Дж. Дальтон предложил обозначать атомы химических элементов кружками, внутри которых помещались точки, чёрточки, начальные буквы английских названий металлов и др. Химические знаки Дальтона получили некоторое распространение в Великобритании и в Западной Европе, но вскоре были вытеснены чисто буквенными знаками, которые шведский химик Й. Я. Берцелиус предложил в 1814. Высказанные им принципы составления химических знаков сохранили свою силу до настоящего времени. В России первое печатное сообщение о химических знаках Берцелиуса сделал в 1824 московский врач И. Я. Зацепин.

Учитель: Каковы принципы обозначения?

Ученик: Современные символы химических элементов состоят из первой буквы или из первой и одной из следующих букв латинского названия элементов. При этом только первая буква — заглавная. Например, H — водород (лат. Hydrogenium), N — азот (лат. Nitrogenium), Ca — кальций (лат. Calcium), Pt — платина (лат. Platinum) и т. п. Для новооткрытых трансурановых элементов, которые пока не получили утверждённого ИЮПАК названия, используют трехбуквенные обозначения, означающие числительное — порядковый номер. Например, Uut — унунтрий (лат. Ununtrium, 113), Uuh — унунгексий (лат. Ununhexium, 116). Изотопы водорода имеют особые символы и названия: H — протий 1H, D — дейтерий 2H, T — тритий 3H. Для обозначения изобаров и изотопов перед символом химического элемента вверху ставится массовое число (напр., 14N), а слева внизу — порядковый номер элемента (атомный номер) (напр., 64Gd). В том случае, когда в химических формулах и химических уравнениях не указаны массовое число и порядковый номер, каждый химический знак выражает среднюю относительную атомную массу его изотопов в земной коре. Для обозначения заряженного атома вверху справа указывается заряд иона (напр., Ca2+). Внизу справа указывают число атомов данного элемента в реальной или условной молекуле (напр., N2 или Fe2O3). Свободные радикалы обозначаются точкой справа (напр., Cl·).

Ученик: Химики древнего мира и средних веков применяли для обозначения веществ, химических операций и приборов символические изображения, буквенные сокращения, а также сочетания тех и других. Семь металлов древности изображали астрономическими знаками семи небесных светил: Солнца (, золото), Луны (☽ , серебро), Юпитера (♃ , олово),Венеры (♀, медь), Сатурна (♄ , свинец), Меркурия (☿ , ртуть),Марса (♁ , железо). Металлы, открытые в XV—XVIII веках, — висмут, цинк, кобальт — обозначали первыми буквами их названий. Знак винного спирта (лат. spiritus vini) составлен из букв S и V. Знаки крепкой водки (лат. aqua fortis, азотная кислота) и золотой водки (лат. aqua regis, царская водка, смесь соляной и азотной кислот) составлены из знака воды Ñ и прописных букв F и R соответственно. Знак стекла (лат. vitrum) образован из двух букв V —прямой и перевёрнутой.

Учитель: Расскажите про международные и национальные символы.

Ученик: Приведённые в Периодической таблице элементов символы являются международными, но наряду с ними в некоторых странах употребительны обозначения, произведённые от национальных названий элементов. Например, во Франции вместо символов азота N, бериллия Be и вольфрама W могут использоваться Az (Azote), Gl (Glucinium) и Tu (Tungstène). В США вместо знака ниобия Nb нередко применяют Cb (Columbium). В Китае используется свой вариант химических знаков, основанный на китайских символах. Большинство символов были изобретены в XIX — XX веках. Символы для металлов (кроме ртути) используют радикал или («золото», металл вообще), для твёрдых при нормальных условиях неметаллов — радикал («камень»), для жидкостей — («вода»), для газов — («пар»). Например, символ молибдена состоит из радикала и фонетика, задающего произношение mu4.

Физкультминутка (1 мин)

2. Игра «Цветик-семицветик» (7 баллов) (2 мин.)

Вписать в каждый лепесток цветика-семицветика физические тела или вещества (по вариантам), которые нужно выбрать из определенного перечня.

Гвоздь, цинк, ваза, молоток, железо, поваренная соль, ложка, магний, золото, вода, льдина, яблоко, карандаш, стекло.

Физические тела Вещества

Ответы:

Тела: гвоздь, ваза, молоток, ложка, льдина, яблоко, карандаш.

Вещества: цинк, железо, поваренная соль, магний, золото, вода, стекло.

3. Игра «Крестики-нолики» (3 балла) (1 мин)

Найдите выигрышный путь в таблицах:

I вариант — однородные смеси;

II вариант — неоднородные смеси.

Ответ:

Верхняя строчка — однородные смеси;

Нижняя строчка — неоднородные смеси.

4. Конкурс «Юные химики» (15 баллов, по 1 баллу за каждое правильный ответ) (2мин)

Какая из команд больше назовет правил техники безопасности в кабинете химии.

5. Конкурс «Раздели меня» (4 балла), по 1 баллу за правильный ответ) (3 мин)

Установите соответствие между смесью и методом, которым ее можно разделить на чистые вещества.

Ответ:

I вариант

II вариант

6. Конкурс «Ассоциации». (9 баллов) (2 мин)

Участникам необходимо назвать лабораторное оборудование, которое по функции, внешнему виду или названию ассоциируется с изображенным на рисунке объектом;

7. Конкурс «Я на выдумки мастак» (7 баллов, по 1 баллу за элемент). (1 мин)

Назовите как можно больше химических элементов, используя буквы термина «Вольфрам».

Ответ: ванадий, осмий, литий, франций, родий, алюминий, магний.

8. Конкурс «Парад химических элементов» (3 балла). (1 мин)

Заполни таблицу.

Ответ:

10 . Конкурс «Пирамида» (3 балла) (2 мин)

Составьте пирамиду химических элементов по их атомным массам.

Ответ:

11. Конкурс «Термины». (12 баллов, по 1 баллу за правильный ответ) (2 мин)

Учитель диктует названия химических элементов, учащиеся записывают их символами на доске.

Ответ:

N, Na, Ba, Ca, H, O, C, Al, Mg, K, Cl, F.

12. Конкурс «Последний шанс» (10 баллов, по 1 баллу правильный ответ) (2 мин)

Команды по очереди, не повторяясь, отвечают на вопросы. Выигрывает та из них, которая последней даст ответ. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

Не все то аурум, что блестит. (Не все то золото, что блестит).

Белый, как карбонат кальция. (Белый как мел).

Феррумный характер. (Железный характер).

Слово — аргентум, а молчание — аурум. (Слово — серебро, а молчание — золото) .

Много аш два о утекло. (Много воды утекло) .

Какой элемент всегда рад. (Радон).

Какой газ утверждает, что он не он? (Неон).

Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран).

Какой элемент является настоящим «гигантом» (Титан).

Какой элемент назван в честь России? (Рутений).

IV. П одведение итогов. (1 мин.)

Учитель: Мы с вами все это время на протяжении двенадцати уроков старались открыть символическую дверь и войти в интересную страну, которая называется химией. Мы смогли ее немножечко приоткрыть и поглядеть, что за ней. Там интересно, там много неизвестного, которое влечет нас. Сейчас мы решим, готовы ли вы к серьезным испытаниям, которые ждут нас. Выясним, достаточно ли у вас для этого знаний, хорошо ли вы усвоили данные темы. Да не просто усвоили, а кто из вас сделал лучше.

(Объявление оценок по баллам)

V. Домашнее задание (1 мин)

§12, №1-4 с.44. Творческое задание: составить химический кроссворд.

VI. Рефлексия (1 мин)

Сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

Тема: Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса химических элементов.

Цели урока:

1) Познакомить учащихся с символами и названиями некоторых химических элементов.
2) Сформировать понятие об относительной атомной массе.
3) Показать различие между понятиями «масса атома» и «относительная атомная масса».
4) Научить находить значение относительной атомной массы.

Основные понятия: химический знак, атомная единица массы, относительная атомная масса.

Оборудование: Презентация , доклад учащегося о Й.Я. Берцелиусе, индивидуальные карточки.

Ход урока

I. Оргмомент

II.Объявление темы и целей урока

III. Повторение ранее изученного материала

1) фронтальный опрос учащихся по вопросам учителя;
2) индивидуальные карточки.

IV. Изучение нового материала

Слайд 1 .

Слайд 2 .

Эпиграф к уроку слова Степана Щипачёва:

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все - от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.

Слайд 3 .

Кто является основоположником славянской письменности?

Представление таблицы аналогии.

Слайд 4 .

Древнегреческие мудрецы первыми сказали слово «элемент», и произошло это за пять веков до нашей эры.

«Элементами» у древних греков считались земля, вода, воздух и огонь.

Слайд 5 .

Понятие химического элемента ввел в науку знаменитый английский ученый Роберт Бойль, а определение дано было Джоном Дальтоном.

Слайд 6 .

Отцом химической письменности является шведский ученый Й.Я. Берцелиус, он предложил в качестве символов («букв») химических элементов использовать начальные буквы их латинских названий, а в случае совпадения первых букв - использовать и вторую букву.

Слайд 7 .

Например:

Водород (по-латыни «гидрогениум», H ydrogenium ) – Н;
- кислород (по-латыни «оксигениум», O xygenium ) – О;
- углерод (по-латыни «карбонеум», C arboneum ) – C;
- фтор (по-латыни «флюорум», F luorum ) – F;
- железо (по-латыни «феррум», Fe rrum) – Fe;
- золото (по-латыни «аурум», Au rum ) – Au.

Ученик представляет доклад о Й.Я. Берцелиусе

Слайд 8 .

В настоящее время известно 110 химических элементов, причем на земле установлено существование 89-ти элементов, остальные элементы получены искусственным путем. Эти элементы образуют все многообразие окружающего нас мира, все известные человечеству вещества. Число химических элементов ограничено, а их комбинации практически безграничны.

Слайд 9 .

Химический элемент – это определенный вид атомов. Все известные химические элементы находятся в таблице элементов Д.И. Менделеева.

Слайд 10 .

Знакомство с периодической системой

Учитель обращает внимание на то, что каждый элемент имеет свой символ, понятный ученым любой страны. Эти символы одни и те же во всем мире. Не нужно запоминать химические знаки всех существующих элементов, для этого в химическом кабинете есть периодическая таблица химических элементов.

Слайд 11 .

Атомы одного элемента одинаковы, а атомы разных элементов отличаются друг от друга, в первую очередь своей массой. Атомы, как всякие частицы вещества, имеют массу, но очень маленькую. Учитель приводит примеры: масса самого легкого атома - атома водорода равна 1,67 × 10−23 г, атома С − 1,995 × 10−23 г, атома О − 2,66 × 10−23 г.

Можно привести такой пример: число атомов водорода в 1 см3 при температуре 0°С и давлении 1 атм так велико, что если мы будем считать их со скоростью два атома в секунду, то, чтобы пересчитать все, понадобится около 900 миллиардов лет.

Массы атомов, выраженные в граммах, настолько малы, что пользоваться ими неудобно, и поэтому возникла необходимость введения новой единицы измерения массы атома - атомной единицы массы (а. е. м.) , которая равна 1/12 массы атома углерода, т.е. 1,66 · 10–24 г.

Учитель показывает, как вычислить в атомных единицах массы массу нескольких химических элементов.

Слайд 12 .

Учитель рассказывает о работах Дж. Дальтона, который составил первую таблицу относительных атомных масс элементов 21 октября 1803 года в Манчестерском философском обществе.

Дж. Дальтон представил первую таблицу атомных масс элементов. Она назвалась «Первая таблица относительных весов конечных частиц тел».

«Все существующие ранее теории корпускул сходятся на том, что это маленькие одинаковые шарики. Я же считаю, что атомы (мельчайшие неделимые частички) одного элемента одинаковы между собой, но отличаются от атомов других элементов. Если в настоящий момент об их размерах нельзя сказать ничего определенного, то об основном их физическом свойстве говорить можно: атомы имеют вес. В подтверждение этого разрешите зачитать и вторую мою работу: «Первая таблица относительных весов конечных частиц тел».

Учитель показывает таблицу округленных атомных масс в классе и сообщает, что на практике пользуются относительной атомной массой элементов - безразмерной величиной, округленной до целых чисел (исключение - хлор; A r(Cl) = 35,5).

Работа по формированию у учащихся умение находить значение относительных атомных масс элементов в периодической таблице химических элементов.

Слайды 13-18 .

Знаете ли вы?

Самый тяжелый из природных элементов – уран U .

Фтор F – самый яростный в царстве неметаллов, ничто не может устоять под его «натиском».

Имя самого редкого элемента на Земле – астат At . В толще земной коры его содержится всего 69 мг.

Считается, что самое неудачное название элемента имеет азот N . По-гречески «а-зоос » означает «безжизненный». Но этот газ, входящий в состав воздуха, вовсе не ядовит, он просто непригоден для дыхания.

В честь стран названы следующие элементы:

Mg (№ 12) - магний - полуостров Магнезия;
Sc (№ 21) – скандий – Скандинавия;
Cu (№ 29) – медь - остров Кипр;
Ge (№ 3) – германий – Германия;
Ru (№ 44) – рутений – Россия;
Fr (№ 87) – франций – Франция.

В честь ученых названы элементы:

Md (№ 101) – менделевий – Д.И. Менделеев;
No (№ 102) нобелий – А. Нобель;
Cm (№ 96) – кюрий – Пьер и Мария Кюри;
Es (№ 99) – эйнштейний – А. Эйнштейн;
Fm (№ 100) – фермий – Э. Ферми;
Lr (№ 103) – лоуренсий – Э. Лоуренс;
Rf (№ 104) – резерфордий – Э. Резерфорд;
Bh (№ 107) – борий – Н. Бор;
Mt (№ 109) – мейтнерий – Л. Мейтнер.

Есть названия элементов, обязанные собой цвету простых веществ и соединений:

сера S (от индийского «сира » - светло-желтый цвет);
хлор Cl (от греческого «хлорос » - зеленый);
иод I (от греческого «иодес » - фиолетовый);
хром Cr образовано от греческого «хрома » - окрашенный, из-за разнообразной окраски соединений этого элемента.

Названия бром Br и осмий Os происходят от греческих слов «бромос » и «осме », означающих «зловоние», «запах»; понятно, что именно было самым сильным впечатлением химиков, открывших эти элементы.

Элементы, названные именами богов и героев Древней Греции:

титан Ti;
ниобий Nb;
тантал T;
прометий Pm;
ванадий V.

Слайды 19-23 .

Поиграем!

Шуточные вопросы

Какой элемент всегда рад? (Радон)
- какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон)
- какой элемент может воду «родить»? (Водород)
- какой элемент состоит из 2 животных? (Мышьяк)
- какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)
- какой элемент является «гигантом»? (Титан)

ЛОГОРИФ – это игра, в которой буквы в слове не заменяются другими, а отбрасываются, либо прибавляются новые.

Из названия какого химического элемента, выбросив первые две буквы, можно получить название одной из распространенных игр? (Золото – лото.)

Из названия какого химического элемента, выбросив последнюю букву, можно получить слово-клич, с которым солдаты идут в атаку, а мирные люди – на парад? (Уран – ура.)

К названию какого химического элемента можно добавить в конце две буквы и получить название корабля, который затонул, столкнувшись с айсбергом? (Титан – Титаник.)

К названию какого химического элемента можно добавить в конце три буквы, чтобы получить название героя древнегреческого мифа, отправившегося в Колхиду за золотым руно? (Аргон – Аргонавт.)

МЕТОГРАММА – задача, в которой, заменяя одну из букв слова, получают новое.

Из названия какого химического элемента, заменяя первую букву на другую, можно получить слово, обозначающее название:

Пролива между Европой и Азией; (Фосфор – Босфор)
- местность, где в почве много воды;(Золото – болото)
- название инструмента; (Золото – долото)
- из названия какого химического элемента, заменяя последнюю букву на другую, можно получить слово, обозначающее название горной системы, являющейся границей между Европой и Азией? (Уран – Урал)

АНАГРАММА – задача, в которой из одного и того же слова, переставляя слоги и буквы, а так же при обратном чтении, можно получить совершенно новые слова.

Из названия какого химического элемента, заменяя последнюю букву и читая с конца, можно получить слово, обозначающее название животного, которое может быть и домашним и диким? (Азот – коза)

Из названия какого химического элемента, переставляя первую букву в конец, можно получить название:

Полезного ископаемого; (Фтор – торф)
- одного из видов четырех угольника. (Бром – ромб)

Слайд 24 .

5. Домашнее задание

§7, упр. 16, 17 (с. 25), §8, упр.18, 19 (с.25).

Учить знаки химических элементов.

Занятие 4. Химические элементы. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

Химический элемент - совокупность атомов одного вида.

Почему одинаковые атомы были названы именно так? Слово «элемент» (лат. elementum) использовалось еще в античности (Цицероном, Овидием, Горацием) как часть чего-то (элемент речи, элемент образования и т. п.). В древности было распространено изречение «Как слова состоят из букв, так и тела — из элементов». Отсюда вероятное происхождение этого слова: по названию ряда согласных букв в латинском алфавите: l, m, n, t («el» — «em» — «en» — «tum»).


ХИМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК

Человечество использует много разных языков. Кроме естественных языков (японского, английского, русского – всего более 2,5 тысяч), существуют еще и искусственные языки, например, эсперанто. Среди искусственных языков выделяются языки различных наук. Так, в химии используется свой, химический язык. Химический язык – система условных обозначений и понятий, предназначенная для краткой, ёмкой и наглядной записи и передачи химической информации. Сообщение, написанное на большинстве естественных языков, делится на предложения, предложения – на слова, а слова – на буквы.

Мы с вами будем говорить особым, химическим языком. В нем, как и в нашем родном, русском, мы выучим вначале буквы — химические символы, затем научимся писать на их основе слова — формулы и далее, с помощью последних, — предложения — уравнения химических реакций:

Болгарские просветители Кирилл и Мефодий являются авторами славянской письменности-алфавита. А вот отцом химической письменности является шведский ученый Й. Я. Берцелиус, который предложил в качестве букв — символов химических элементов использовать начальные буквы их латинских названий, или, если с этой буквы начинаются названия нескольких элементов, то — добавлять к начальной букве еще одну из последующих букв названия.

Химические знаки (символы химические) - буквенные обозначения химических элементов. Состоят из первой или из первой и одной из следующих букв латинского названия элемента,напр., углерод - С (Carboeum), кальций - Ca (Calcium), кадмий - Cd…

Символ химического элемента – это условное обозначение химического элемента.

Историческая справка: Химики древнего мира и средних веков применяли для обозначения веществ, химических операций и приборов символические изображения, буквенные сокращения, а также сочетания тех и других. Семь металлов древности изображали астрономическими знаками семи небесных светил: Солнца ( ☉ , золото), Луны (☽ , серебро), Юпитера ( , олово),Венеры (♀, медь), Сатурна ( , свинец), Меркурия (☿ , ртуть),Марса (♁ , железо).

Металлы, открытые в XV—XVIII веках, — висмут, цинк,кобальт — обозначали первыми буквами их названий. Знак винного спирта (лат. spiritus vini) составлен из букв S и V. Знаки крепкой водки (лат. aqua fortis, азотная кислота) и золотой водки (лат. aqua regis, царская водка, смесь соляной и азотной кислот) составлены из знака водыÑ и прописных букв F и R соответственно. Знак стекла (лат. vitrum) образован из двух букв V —прямой и перевёрнутой.


Попытки упорядочить старинные химические знаки продолжались до конца XVIIIвека. В начале XIX века английский химик Дж. Дальтон предложил обозначать атомы химических элементов кружками, внутри которых помещались точки, чёрточки, начальные буквы английских названий металлов и др.



Химические знаки Дальтона получили некоторое распространение в Великобритании и в Западной Европе, но вскоре были вытеснены чисто буквенными знаками, которые шведский химик Й. Я. Берцелиус предложил в 1814. Высказанные им принципы составления химических знаков сохранили свою силу до настоящего времени. В России первое печатное сообщение о химических знаках Берцелиуса сделал в 1824московский врач И. Я. Зацепин.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АТОМНАЯ МАССА

Историческая справка: Английский ученый Джон Дальтон (1766–1844) на своих лекциях демонстрировал студентам выточенные из дерева модели атомов, показывая, как они могут соединяться, образуя различные вещества. Когда одного из студентов спросили, что такое атомы, он ответил: «Атомы – это раскрашенные в разные цвета деревянные кубики, которые изобрел мистер Дальтон».

Конечно, Дальтон прославился не своими «кубиками» и даже не тем, что в двенадцатилетнем возрасте стал школьным учителем. С именем Дальтона связано возникновение современной атомистической теории. Впервые в истории науки он задумался о возможности измерения масс атомов и предложил для этого конкретные способы. Понятно, что непосредственно взвесить атомы невозможно. Дальтон рассуждал только о «соотношении весов мельчайших частиц газообразных и других тел», то есть об относительных их массах. И поныне, хотя масса любого атома в точности известна, ее никогда не выражают в граммах, так как это исключительно неудобно. Например, масса атома урана – самого тяжелого из существующих на Земле элементов – составляет всего 3,952·10 –22 г. Поэтому массу атомов выражают в относительных единицах, показывающих, во сколько раз масса атомов данного элемента больше массы атомов другого элемента, принятого в качестве стандарта. Фактически это и есть «соотношение весов» по Дальтону, т.е. относительная атомная масса. Массы атомов очень малы.

Абсолютные массы некоторых атомов:

m(C) =1,99268 ∙ 10 -23 г

m(H) =1,67375 ∙ 10 -24 г

m(O) =2,656812 ∙ 10 -23 г

В настоящее время в физике и химии принята единая система измерения. Введена атомная единица массы (а.е.м.)

m(а.е.м.) = 1/12 m(12C) = 1,66057 ∙ 10 -24 г.

Ar(H) = m(атома)/ m (а.е.м.) = 1,67375 ∙ 10 -24 г/1,66057 ∙ 10 -24 г = 1,0079 а.е.м.

Ar – показывает, во сколько раз данный атом тяжелее 1/12 части атома 12С, это безразмерная величина.

Относительная атомная масса - это 1/12 массы атома углерода, масса которого равна 12 а.е.м.

Относительная атомная масса безразмерная величина!!!

Например , относительная атомная масса атома кислорода равна 15,994. Считать самим значения относительной атомной массы не всегда обязательно. Можно воспользоваться значениями, приведенными в периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Записать это следует так:

Ar(O) = 16 .

Всегда используем округлённое значение.


Исключение представляет относительная атомная масса атома хлора: Ar(Cl) = 35,5.

Связь между абсолютной и относительной массами атома представлена формулой:

Распространённость элементов в природе. Основную массу космического вещества составляют Н и Не (99,9%).

Из 107 химических элементов только 89 обнаружены в природе, остальные, а именно технеций (атомный номер 43), прометий (атомный номер 61), астат (атомный номер 85), франций (атомный номер 87) и трансурановые элементы, получены искусственно посредством ядерных реакций (ничтожные количества Te, Pm, Np, Fr образуются при спонтанном делении урана и присутствуют в урановых рудах). В доступной части Земли наиболее распространены 10 элементов с атомными номерами в интервале от 8 до 26. В земной коре они содержатся в следующих относительных количествах:


Перечисленные 10 элементов составляют 99,92% массы земной коры.

Элемент

Атомный номер

47,00

29,50

8,05

4,65

Ртути соответствовала планета Меркурий, которая быстрее всех передвигается по небосводу. Да на “защите экологии” кормится большое количество народу! Ртуть - химический элемент, переходный метал. Вы, разумеется, догадались, что речь идет о ртути. Сколько ртути в люминесцентных лампах? Что делать? Опасность ртути чрезвычайно преувеличена!

«Химический элемент алюминий» - Какими физическими свойствами обладает алюминий. Незнакомец. Алюминий. На каких свойствах алюминия основано его применение. Цепочки превращений. Применение. Алюминиевая посуда. Состав. Химические свойства. Темные пятна. Физические свойства. Посуда из алюминия.

«Знаки элементов» - Мифы древних греков. Астрономические начала. Знаки химических элементов. Понятие о знаках химических элементов. Период. Имена великих ученых. Металлы. Свойства элементов. Географические начала. Координаты. Фтор. Литий. Малые периоды. Водород. Йёнс Якоб Берцелиус. Химический элемент. Подгруппы. Cера.

«Никель» - Блестящий серебристо-белый металл. Элемент земных глубин. Сплавы никеля. Шведский минералог А. Кронштедт. Немецкий химик Иеремия Рихтер. Применяется во многих отраслях народного хозяйства. Горит никель только в виде порошка. Является основным компонентом метеоритов. Похожий на серебро метал. Нержавеющие стали.

«Медь, серебро, золото» - Комплексные соединения. Особенности химии меди. Простые вещества. Получение меди. Серебро. Получение и разрушение. Почернение серебряных предметов. Кислородные соединения. Простые вещества. Элементы IБ-группы. Выплавка меди. Окислительно-восстановительные свойства. Минералы. Степени окисления. Химия элементов.

«Химический элемент водород» - Слово хранителям знаний. Дилетанты. Лучший спортсмен. Обыватели. Фронтальная беседа. Свойства водорода. Ведущий. Скоростная дорожка. Водород. Номера практически возможных реакций. Материалы проекта или урока. Главное применение водорода. Проведем проверку знаний. Уравнения реакций. Действующие лица.

Всего в теме 46 презентаций

Дизайн